Северные кружева русской песни

 

Стихи и музыка слились
И дальше песня зазвучала...
В ней просто отразилась Жизнь.
Жизнь без конца и без начала.[1]

В этом году в нашей аэропортновской музыкальной школе, руководитель народного хора - Бисерова А.В., объявила ученикам об интересном проекте. Нам предложили подготовить доклады по всем профессиональным русским народным хорам нашей страны. Я выбрала Северный русский народный хор. Выбрала именно его, так как давно слежу за их творчеством, люблю их лирические песни, высокие голоса. За последние пять месяцев я так много прочитала про северный хор, про северную песню, пропустила все это через себя, что просто не могла не поделиться своими мыслями с кем-то еще. Поэтому родилась идея написать эту статью.

Многие ценители русской народной песни знают знаменитейший московский хор им. Пятницкого, который не раз выступал у нас в городе. Некоторые помнят выступления Рязанского народного хора, а вот с другими самобытными народными коллективами нашей страны, наверное, знакомы не многие. Ведь для того, чтобы их послушать, нужно либо отслеживать их гастрольные выступления в Москве, либо ехать в их родные города.  Поэтому я и хочу поделиться с вами частицей своего трепетного почитания Северного русского народного хора. Может кого-то из читателей взволнует мой интерес, и они тоже захотят познакомиться с народным песенным творчеством нашего необъятного русского севера в лице Государственного академического Северного русского народного хора.

Датой создания Северного хора принято считать 8 марта 1926 года

Что это было за время? Это период упоения социалистическими идеалами, повсеместного продвижения идей всестороннего развития любого человека. Если нет развития, то обязательно будет деградация. Поэтому в то время поощрялось постоянное развитие и обучение личности во внерабочее время, причем развитие личности в любом направление, одним из которых была художественная самодеятельность. Художественная самодеятельность в то время стала очень популярна. Массово появлялись клубы, дворцы пионеров, дома культуры. Вся эта среда привела к тому, что первая половина XX века ознаменовалась созданием большинства ныне существующих народных хоров, получивших в дальнейшем звания академический и ставшими профессиональными.

То есть сам факт рождения мощного коллектива народной песни – сегодняшнего Северного хора, был продуктом того времени.

Ансамбль изначально сложился из кружка художественной самодеятельности, который организовала в 1919 Антонина Яковлевна Колотилова – сельская учительница из Великого Устюга. Сначала это был любительский ансамбль, затем любительский хор.

А. Я. Колотилова обладала хорошим голосом, превосходными вокальными данными, отличными исполнительскими навыками на народном щипковом музыкальном инструменте цитра[2].

Антонина Яковлевна закончила с отличием городскую гимназию, получив квалификацию сельской учительницы. Обладая хорошей речью и поставленным голосом, работала на местном радио диктором.

Меня восхищает то, что обычная сельская учительница, не имеющая специального музыкального образования, благодаря своей инициативе и своему труду, смогла сколотить коллектив единомышленников – любителей народной песни. Участниками ансамбля стали обычные люди, отработавшие на своей основной работе смену и  собиравшиеся вечером вместе, чтобы петь народную песню.

Еще мне кажется очень важным тот факт, что такие люди нашлись. Ведь невозможно себе представить, чтобы человек, занимающейся абсолютно другим ежедневным трудом (слесарь, лесоруб, медик и проч.), никогда не певший – вдруг стал участником ансамбля. Я сужу по своим родителям. Мои родители - типичные жители города, никогда их работа и жизнь не были связаны с песнями. Они никогда не пели. И даже при том, что они являются знатными ценителями музыки, слышат любую фальшь, когда мы с сестрой репетируем, сами воспроизвести чистый звук не могут. Видимо для того, чтобы взрослый человек запел, песня должна изначально присутствовать в его жизни.

Исполнение в ансамбле еще сложно тем, что в коллективе, помимо своих личных вокальных данных, необходимо уметь слушать и слышать других, поддерживать другие голоса, уступать, наступать своим голосом где нужно. В противном случае получится как в басне И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука». Если каждый вокалист тянет одеяло на себя, не слышит других, то результата в виде красивой песенной композиции – никогда не получится. Коллективное исполнение  - всегда сложнее, чем сольное.

Всему этому невозможно научиться вдруг, ни с того, ни с сего. То, что А.Я. Колотилова смогла собрать таких людей - это свидетельство мощной песенно-фольклорной традиции у обычного населения русского севера. Скорее всего, эти люди и так пели до образования самодеятельного ансамбля. Пели на семейных праздниках, на народных гуляниях, при выполнении каких-то абсолютно повседневных домашних работ. Пели непрофессионально, пели просто так, как учили их мамы и бабушки. Но все-таки пели, сливая свои голоса вместе, стараясь создать что-то красивое. То есть еще каких-то 100 лет назад народная песня была тесно связана с бытом  и жизнью обычного человека. А.Я. Колотилова, имея образование, опыт педагогической работы, смогла придать этому сырому фольклорному материалу академическую форму, тем самым возвысив народную песню севера.

В доступных источниках можно найти крайне мало информации об Антонине Яковлевне. Но из того, что написано, можно только брать для себя жизненный пример того, как человек, простой человек, благодаря своему труду способен создать коллектив, который будет существовать почти век. В этом году Северному хору исполняется 90 лет. Человека уже нет, нет в живых первых участников ансамбля, а коллектив работает, несет народную песню людям. Наверное, это и есть настоящее бессмертие! Когда результат твоего труда даже после того, как тебя не стало, продолжает приносить пользу людям.

Примечательно, что и Антонина Яковлевна и участники хора четко понимали свою роль не просто в увеселении публики, а в воспитании зрителя, в сборе, сохранении и развитии народных традиций, фольклора, обычаев жителей Русского Севера. Этот, тогда еще любительский хор, приглашал к участию в программах северных сказительниц, артисты хора собирали и перерабатывали массу фольклорного материала.  

Многие люди, далекие от  музыки, песен, танцев, живущие в современных городах, плохо понимают ценность работы по сбору и развитию народного творчества, в т.ч. песенного. В наш век современных технологий, современных методов написания и воспроизведения звуков, зачастую, народная песня непосвященному человеку может казаться просто какой-то архаикой. Но нужно четко понимать, что, зачастую, исключительно фольклор является единственным источником, из которого можно узнать об истории нашего языка, истории развития музыки, музыкальных инструментов, традиций, верований, отношения людей прошлого к тем или иным историческим событиям. Ведь это историк, летописец может написать историю в угоду кому-либо, а народная песня – это продукт чаяний народа, она никогда не соврет. Фольклор являет собой как бы чистый, умышленно не искаженный материал для исследователей во многих смежных дисциплинах. Без сбора, изучения фольклора невозможно не просто изучить прошлое, невозможно понять законы его развития. Ведь ничто не появляется просто так. Не возникает вдруг музыкального инструмента, он должен развиться из более ранних, примитивных форм. Не возникает языка вдруг, он должен эволюционировать, уложиться в стройные формы из более простых. Не возникает сложного песнопения без примитивных форм одноголосия. И только изучив познаваемое явление в движении, можно действительно его познать, а не придумать объяснение отдельному неподвижному моменту рассмотрения. Без сбора и изучения фольклора – это просто невозможно.

Но творчество Северного хора меня привлекает не только в рамках сбора и сохранения фольклорных традиций. Я, на самом деле, люблю не голый фольклор, который собран фольклористами. Меня всегда привлекает работа, когда человек не просто его собрал, систематизировал, но и применил к собранному материалу все знания, умения и достижения человечества, накопленные в данный момент.  Я преклоняюсь перед работой людей, которые, собрав сырой фольклор, обработав его, возводят его на пьедестал настоящего произведения искусства. Это относится не только к песне. Тоже самое сделал А.С. Пушкин с русским народным языком «черни», возведя его в ранг «великого и могучего». Тоже самое сделал Игорь Моисеев с народным танцем, возведя его из ранга деревенских топотушек в ранг сценически поставленного стройного народного танца, которым его ансамбль поражает до сих пор весь мир. Тоже самое сделал Митрофан Пятницкий, сразивший наповал великосветскую публику, показав насколько красивым и сложным может быть народная песня. И Северный хор в этой связи является образцом такой работы по отношению к песенным традициям русского севера. Он не просто собирает фольклор, он его возвеличивает и возводит на пьедестал настоящего произведения искусства.

Вся работа и жизнь Северного хора и легендарных личностей - руководителей данного коллектива – это яркий образец того, что менять мир вокруг себя, преобразовывать мир, оставлять свое наследие будущим поколениям, могут не только строители, металлурги, писатели, художники, но люди таких специальностей, как фольклористы, хормейстеры, вокалисты, хореографы. Это как раз то, чем я мечтаю заниматься в будущем.

ученица 6 класса

фортепианного отделения

Аэропортовской детской музыкальной школы

Любаша Гурина

 

[1] Александр Жаров

[2] Цитра – это народный восточный инструмент древнего происхождения, который появился в России во второй половине XIX века. Имеет плоский деревянный корпус неправильной формы, поверх которого натянуто от 17 до 45 струн (в зависимости от размера инструмента). Несколько ближайших к исполнителю струн (обычно 4—5), натянутых над грифом с металлическими ладами, защипываются надетым на большой палец правой руки плектром или медиатором, на них играется мелодия. Оставшиеся струны служат для аккордового сопровождения, на них играют остальными пальцами.